Вторник, 19.03.2024, 13:43 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Антикоррупционная политика в ГКУ "УСЗН Приокского р-на г.Н.Новгорода"

Обязанность УСЗН разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства закреплена статьей 12.3 Закона Нижегородской области "О противодействии коррупции в Нижегородской области". 

1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики

Антикоррупционная политика УСЗН представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на   профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной  организации. Сведения о реализуемой в УСЗН антикоррупционной политике закреплены в едином документе, с одноименным названием - «Антикоррупционная политика Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Приокского района города Нижнего Новгорода». 

Антикоррупционная политика и другие документы УСЗН, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, принимаются в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками УСЗН.

Кроме того, реализация мер по противодействию коррупции существенно снижает риски применения в отношении УСЗН мер ответственности за подкуп должностных лиц. Особо следует отметить, что профилактика коррупции при выборе организаций-контрагентов и выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.

Отказ УСЗН от участия в коррупционных сделках и профилактика коррупции также способствуют добросовестному поведению ее сотрудников по отношению друг к другу и к самой организации. И наоборот - лояльное отношение УСЗН к незаконному и неэтичному поведению в отношении контрагентов может привести к появлению у сотрудников ощущения, что такое поведение приемлемо и в отношении своего работодателя и коллег.

В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа                выделены следующие этапы:

•    разработка проекта антикоррупционной политики;

•    согласование  проекта и его утверждение;

Принятие антикоррупционной политики в форме локального нормативного акта обеспечивает обязательность ее соблюдения всеми работниками УСЗН, что обеспечено посредством включения данных требований в трудовые договоры  в качестве обязанности работников.

•    информирование работников о принятой в организации антикоррупционной политике;

Утвержденная антикоррупционная политика организации доводится до сведения всех работников УСЗН. Ознакомление с антикоррупционной политикой работников, принимаемых на работу в организацию, осуществляется под роспись. Также обеспечена возможность беспрепятственного доступа работников к тексту антикоррупционной политики путем размещения ее на стенде УСЗН.

•    реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер;

Исключительно большое значение на этой стадии имеет поддержка антикоррупционных мероприятий и инициатив руководством УСЗН. Директор УСЗН, с одной стороны, должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, а с другой стороны, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил и процедур. 

Содержание антикоррупционной политики УСЗН определяется спецификой              организации и особенностями условий, в которых она функционирует. В антикоррупционной политике УСЗН отражены следующие вопросы:

•    цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;

•    используемые в антикоррупционной политике понятия и определения;

•    основные принципы антикоррупционной деятельности УСЗН;

При создании системы мер противодействия коррупции УСЗН основывается на  следующих ключевых принципах:

- принцип соответствия антикоррупционной политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам;

- принцип личного примера руководства;

- принцип вовлеченности работников;

Работники УСЗН должны обладать информацией о положениях антикоррупционного законодательства и активно участвовать в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

- принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции;

Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.

- принцип эффективности  антикоррупционных процедур;

- принцип ответственности и неотвратимости наказания подразумевает неотвратимость наказания для работников УСЗН вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства УСЗН за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.

- принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга внедренных антикоррупционных стандартов и процедур.

•    область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;

Основным кругом лиц, попадающих под действие антикоррупционной политики, являются работники УСЗН, находящиеся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. 

•    определение должностных лиц УСЗН, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;

•    определение и закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

Обязанности работников УСЗН в связи с предупреждением и противодействием коррупции общие для всех сотрудников организации, за исключением лица, ответственного лица за антикоррупционную политику.

Общие обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции следующие:

            1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 года  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомляет работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

      2.  В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

–    принимает меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

–    в письменной форме уведомляет работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.

–    В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.2008                           № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» соблюдает ограничения в части получения в связи с выполнением должностных обязанностей, не предусмотренных законодательством Российской Федерации вознаграждений (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц.

–    Соблюдает требования к служебному поведению и положения Кодекса этики и служебного поведения работников УСЗН Приокского района города Нижнего Новгорода, утвержденного приказом директора УСЗН от 08.12.2014 года № 59. 

–    Соблюдает нормы законодательства по противодействию коррупции.

В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей четко регламентированы процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений закреплен приказом УСЗН. В данном документе предусмотрены процедура уведомления работодателя о фактах обращения к работнику в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлении, порядок регистрации уведомлений, организация проверки сведений, содержащихся в уведомлении. 

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в УСЗН: 

1) руководства организации; 

2) лица, ответственного за реализацию антикоррупционной политики; 

3) работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками и т.д.

Общие и специальные обязанности работников в части антикоррупционной политике включены в должностные инструкции и трудовые договоры работников УСЗН. 

•    установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);

В УСЗН утверждается план мероприятий по профилактике коррупционных правонарушений с указанием сроков проведения мероприятий и ответственного исполнителя.

•    ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;

В соответствии с закреплением обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в должностной инструкции директор вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие  коррупции 

В УСЗН приказом определено должностное лицо, ответственное за противодействие коррупции. 

Обязанности и ответственность должностного лица, ответственного за противодействие  коррупции определены и установлены в трудовом договоре.

В число обязанностей структурного подразделения или должностного лица, например, может включаться:

- разработка и представление на утверждение директору УСЗН проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);

- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками УСЗН;

- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации; 

- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

          -оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

- подготовка соответствующих отчетных материалов по антикоррупционной работе директору УСЗН.

3. Выявление и урегулирование конфликта интересов

С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для организации) в УСЗН принято положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов. 

Положение о порядке предотвращения и (или) урегулирования конфликта                      интересов – это внутренний документ организации, определяющий процедуру уведомления работодателя работником о наличии конфликта интересов или о возможности его возникновения, порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов работодателем. 

Поступившая информация тщательно проверяется уполномоченным на это должностным лицом с целью выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. В итоге этой работы УСЗН может придти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. УСЗН также может придти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, например:

- ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

- добровольный отказ работника организации или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

- временное отстранение работника от должности, если его личные интересы входят в противоречие с функциональными обязанностями;

- отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;

- увольнение работника из организации по инициативе работника;

- увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей  и т.д.

Вышеуказанный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности УСЗН и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования. Лицо, ответственное за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений является, лицо, ответственное за противодействие коррупции. Рассмотрение полученной информации целесообразно проводить коллегиально: в обсуждении могут принять участие упомянутые выше лица, представитель юридического подразделения, руководитель более высокого звена и т.д. 

4. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации

Важным элементом работы по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру организации. В этих целях в УСЗН разработан и принят Кодекс этики и служебного поведения работников организации. При этом следует иметь в виду, что такой Кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений. В Кодекс включены положения, устанавливающие ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом.

Работники УСЗН при исполнении должностных обязанностей не должны допускать поведения, которое может быть расценено гражданами, обращающимися в данное учреждение, как намек на взятку или подарок. 

Работникам следует избегать обсуждения с гражданами, чья выгода зависит от решений и действий работников, тем, которые могут восприниматься как просьба о даче взятки:

- низкий уровень заработной платы работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

- отсутствие работы у родственников работника;

- необходимость поступления детей работника в образовательные учреждения и т.д.;

Не желательно также употреблять слова и выражения, которые могут быть восприняты как просьба о даче взятки. К числу таких выражений относятся, например: "вопрос решить трудно, но можно", "спасибо на хлеб не намажешь", "договоримся", "нужны более веские аргументы", "нужно обсудить параметры", "ну что делать будем?" и т.д.

5. Консультирование и обучение работников организации

При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитываются цели и задачи обучения, категория обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.

Обучение может, в частности, проводится по следующей тематике:

- юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений; 

- ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами УСЗН по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности организации;

- выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей.

Консультирование и обучение работников УСЗН проводится должностным лицом, ответственным за противодействие коррупции, как на технических учебах со всем коллективом, так и индивидуально.

6. Внутренний контроль и аудит

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлена обязанность для всех организаций осуществлять внутренний контроль хозяйственных операций, а для организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, также обязанность организовать внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. 

Система внутреннего контроля и аудита организации может способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности организации. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и обеспечение соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов организации. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования антикоррупционной политики, реализуемой организацией, в том числе:

- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

- контроль документирования операций хозяйственной деятельности организации;

Направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

Может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений внешним консультантам и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, например:

- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;

- предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;

- выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;

- закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;

- сомнительные платежи наличными.

7. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях

Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут включаться в договоры, заключаемые с организациями-контрагентами. Например, в целях недопущения получения одной из сторон неправомерных преимуществ в связи с исполнением договора рекомендуется вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью, стандартную антикоррупционную оговорку. В случае выявления подобного коррупционного нарушения пострадавшая сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения в полном объёме всех причиненных ей убытков.

8. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции

Следует учитывать, что взаимодействие с представителями государственных органов, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении организации, связано с высокими коррупционными рисками. В связи с этим в УСЗН уделено особое внимание следующим аспектам.

1. Сотрудникам УСЗН при проверке государственными органами, реализующими контрольно-надзорные функции следует воздерживаться от любого незаконного и неэтичного поведения при взаимодействии с государственными служащими, реализующими контрольно-надзорные мероприятия. При этом необходимо учитывать, что на государственных служащих распространяется ряд специальных антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. 

В частности, ограничения установлены в отношении возможности получения государственными служащими подарков. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. 

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения). Такие подарки гражданские служащие не могут принимать даже для последующей их передачи в собственность государственного органа. Исключение сделано лишь для подарков, получаемых гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. 

Таким образом, гражданскому служащему, осуществляющему в отношении УСЗН контрольно-надзорные функции, по сути, запрещено получать любые подарки от работников УСЗН.

В связи с этим, сотрудникам УСЗН рекомендуется воздерживаться от предложения и попыток передачи проверяющим любых подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.

При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации на организацию налагаются меры административной ответственности в форме кратного штрафа за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Также следует принимать во внимание, что в соответствии с действующим законодательством государственные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Сотрудникам УСЗН рекомендуется воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов, в том числе:

- предложений о приеме на работу в государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, или членов его семьи, включая предложения о приеме на работу после увольнения с государственной службы;

- предложений о передаче в пользование государственному служащему, осуществляющему контрольно-надзорные мероприятия, или членам его семьи любой собственности, принадлежащей УСЗН;

- предложений о заключении организацией контракта на выполнение тех или иных работ, с организациями, в которых работают члены семьи государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, и т.д.

9. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции

Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности организации декларируемым антикоррупционным стандартам поведения. Данное сотрудничество может осуществляться в различных формах.

Необходимость сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно УСЗН, закреплена за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в УСЗН.

Сотрудничество с правоохранительными органами также может проявляться в форме:

•    оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

•    оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

Руководству организации и ее сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов рекомендуется привлекать к данной работе специалистов в соответствующей области права.

К мерам по предупреждению коррупционных проявлений также относится обязанность директора УСЗН, а также лиц, поступающих на эту должность, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Данная норма закреплена в статье 275 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», статьей 12.3 Закона Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области». 

Непредставление или представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя, являются в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» основанием для расторжения трудового договора с руководителем учреждения по инициативе работодателя.